Articles.

Статьи

Здесь вы можете ознакомиться со статьями участников RGP и других авторов.
Если у вас есть желание принять активное участие в жизни сайта и Вы хотите разместить у нас свою эксклюзивную статью, освещающую готическую субкультуру, Вы можете прислать её нам, и мы опубликуем её в этом разделе (но переводы статей из западных источников мы не принимаем).

 

Античная и Средневековая одежда.

Cтатья посвящена рассмотрению основных особенностей античной и средневековой одежды.

Античная одежда:
Известно, что античная одежда была открытой. Это объясняется как мягкостью средиземноморского климата, так и этическими принципами эпохи (прежде всего уважением к красоте человеческого тела). Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые, как правило, обертывались вокруг тела и закреплялись застежкой на плечах. Правая рука и ноги, обутые в сандалии, оставались открытыми. Мужчины, как правило, не носили уборов, перчатки тоже, ибо последнии еще не были изобретены. Стоит заметить также, что драпировка складками составляла важнейший прием украшения античного костюма. Касаемо рубахи и штанов можно отметить следующее: по видимому, они входят в обиход только в эпоху Римской Империи (принципат) и под варварским влиянием. Подобные новые принципы легли в основу средневекового костюма гораздо более закрытого, чем римский. Это отвечало как климатическим условиям, так и изменению этического идеала: церковь требовала, чтобы люди наглухо закрывали собственное тело. Люди эпохи Античности уделяли одежде огромное количество времени. Доказательством тому служат сведения, о том, что многие политические деятели Рима зачастую проводили гораздо большее время за совершенствованием своего туалета, нежели за управлением государства.
Средневековая одежда:
Как было отмечено выше, средневековая одежда отличалась от античной тем, что была более закрыта и аскетична. Это связано, в первую очередь, с усилившимся влиянием религии. Основные детали средневекового костюма таковы: льяная рубашка – камиза или шэнс , штаны , верхняя рубаха , плащ и мягкая обувь . Короткие штаны , так называемые брэ , первоначально были простым полотнищем, которое обертывалось вокруг бедер и закреплялось у пояса. Позднее брэ несколько удлинились: их делали до колен и даже до лодыжек со специальными завязками внизу. С течением времени поверх брэ стали надевать другие штаны – шосс . Это были, иными словами, плотные чулки, натягивающиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся специальными застежками к поясу брэ . Только с XIV века обе половины шосс слились в единый предмет туалета – штаны современного типа. Шосс могли плотно облегать тело, как трико, но могли быть также относительно просторными. Шосс носили и женщины. Камиза в ранее средневековье не была нижней рубашкой. Крестьянская одежда состояла обычно из брэ и камизы , а по некоторым сведениям у крестьян была только одна камиза , доходящая до колен, под которую надевали лишь набедренную повязку. Иногда под камизу надевали еще одну рубаху – блио , которая имела руква (у мужчин рукава были более широкими и длинными). Плащ был простым прямоугольным куском материи, который застегивался фибулой (застежкой) на правом плече или на груди. В X - XI столетиях он был короткий и едва покрывал верхнюю часть тела. Изредка плащи шили вместе с капюшоном. Женщины закутывали голову и плечи накидкой.
Зимой поверх блио надевали меховую одежду – обычно грубо выделанные овчинные тулупы. Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта – при прополке и жатве. Но, постепенно, они сделались предметами роскоши и обросли символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки , - оскорбительным. Вручени перчатки означало омаж – установление вассальной зависимости; напротив, бросая кому-нибудь перчатку , человек выражал призрение. Перчатки также были совершенно необходимы при соколиной охоте, когда птицу держали на руке. Их изготовляли из оленьей, телячьей и овечьей кожи. Средневековые перчатки не имели пуговиц. Плотно сидевшие на руке, они обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава. В заключении пару слов об обуви. Она также стала более закрытой, хотя бы по сравнению с римскими сандалиями. Ее шили из мягкой цветной кожи и без твердой подошвы, носок был удлиненным и заостренным. Такая обувь годилась для дома и верховой езды. По грязным же улицам ходили босиком либо в деревянных башмаках. Человек средневековья придавал одежде не меньшее значение, чем его потомки. Вопрос о том, как одеваться, переплетался в его представлении с проблемами морали и социального статуса, что связано с сословным характером общества той эпохи.
Принципы Средневекового Костюма:
Прежде всего, нужно отметить, что в раннее средневековье принципы костюма – мужского и женского, знатных лиц и простанародья, мирян и духовенства – были одинаковы, и их отличали скорее качество материала и применение украшений, нежели формы кроя. Требовалось время, чтобы половые и социальные градации отразились и были закреплены в одежде. Разграничение началось прежде всего с цвета. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был довольствоваться серым, черным, коричневым. Знатные люди одевались в зеленое, синее, красное. В одежде нобелей сказывалось также качество тканей и, особенно, орнаментировка . Постепенно обособляется литургическая одежда: духовенство стало носить костюм, отличный от платья мирян, сложившийся, по-видимому, под византийским влиянием. Более серьезные перемены стали заметны в XII веке. В первую очередь, изменился костюм феодального сословия. Короткие одежды, удобные для движения, стали заменяться длинным костюмом. Удлинились носки туфель, длиннее стали прически, рубашки и плащи, которые иногда даже волочились по земле. Изменения объясняются осознанием классом феодалов своего особого места в общественной системе.
Кроме того, к XII веку значительно расширился ассортимент ткани. Появился шелк, хлопчатая бумага. Более активно стали применять лен и шерсть. Научились добиваться высокосортных материй. С XII века домотканные одежды сохраняются лишь в крестьянском обиходе – феодалы и городская верхушка предпочитают ткани, изгтовленные профессиональными ремесленниками. Третьей чертой новой моды было усиление в ней орнаментальных мотивов: блио не только украшалось вышивкой, но его кроили таким образом, чтобы ворот был открытым и позволял видеть орнамент на нижней рубахе – шэнс. Особое внимание стали уделять поясу: раньше блио носили с напуском и оно прикрывало пояс, но позже конструкция рубахи создавалась так, чтобы как можно сильнее обтянуть фигуру. Тем самым, пояс открывался из-за чего эта часть одежды, собственно, и стала важным декоративным элементом. Как правило, пояс проходил вокруг талии и завязывался узлом спереди, так что оба его конца ниспадали к ногам. Аристократизм моды XII века особенно отразился на женском туалете: шэнс и блио ниспадали до пят, оставляя открытыми лишь острые концы мягких туфель из цветной кожи. Блио обтягивало торс, а начиная от бедер, книзу, было сшито из другого куска материи и составляло, по сути дела, зародыш юбки. Рукава, узкие сверху, начиная от локтя стремительно расширялись, ниспадая чуть ли не до земли. Ворот и обшлага были украшены вышивкой. «Юбка» и широкие части рукавов – плиссированы. Блио перепоясывалось поясом из шелка, полотна, шерсти или кожи. Одежда подчеркивала фигуру и вместе с тем свободно развивалась. Впрочем, уже на рубеже XII - XIII веков аристократическая мода сменяется новым типом костюма. Шелковая парча сохранялась лишь для самых торжественных случаев в быту высшей знати; зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачается теперь в сукно, подчас отороченное мехом. Иными словами, одежда становится более городской и функциональной, нежели одежда XII века, предназначенная больше для дома. Так, свободный полет краев одежды, столь типичный для предыдущего периода, теперь исчезает, напротив, возникает обычай зашивать в полы рубахи монеты, чтобы придать линиям напряженность и неподвижность; рубахи укорачиваются, а рукава сужаются. Важным нововедением XIII века явилась котта. С тех пор, блио оставалось лишь домашней одеждой. Так, уезжая из дома, человек почти всегда надевал шерстянную котту, плотно сидевшую на груди, с узкими рукавами. Поверх же котты носили сюрко– безрукавку из дорогой материи, с разрезами по бокам для удобства движений. Мужские котто и сюрко были короткими – до середины икр, под ними носили брэ и шосс, обтягивающие ногу. К брэ прикреплялись необходимые предметы. Строгость силуэта в какой-то мере компенсировалась многцветностью одеяний. Женские котта и сюрко были длинными, до пят; так называемое открытое сюрко, которое состоятельные дамы надевали к обеду и уже не снимали весь вечер, украшалось длинным шлейфом, волочившемся по земле, и большими вырезами под рукавами, подчас с меховой опушкой. Специальной женской формой котта была сюркени, плотно облегающая грудь. Так, свободный полет краев одежды, столь типичный для предыдущего периода, теперь исчезает, напротив, возникает обычай зашивать в полы рубахи монеты, чтобы придать линиям напряженность и неподвижность; рубахи укорачиваются, а рукава сужаются. Важным нововедением XIII века явилась котта. С тех пор, блио оставалось лишь домашней одеждой. Так, уезжая из дома, человек почти всегда надевал шерстянную котту, плотно сидевшую на груди, с узкими рукавами. Поверх же котты носили сюрко– безрукавку из дорогой материи, с разрезами по бокам для удобства движений. Мужские котто и сюрко были короткими – до середины икр, под ними носили брэ и шосс, обтягивающие ногу. К брэ прикреплялись необходимые предметы. Строгость силуэта в какой-то мере компенсировалась многцветностью одеяний. Женские котта и сюрко были длинными, до пят; так называемое открытое сюрко, которое состоятельные дамы надевали к обеду и уже не снимали весь вечер, украшалось длинным шлейфом, волочившемся по земле, и большими вырезами под рукавами, подчас с меховой опушкой. Специальной женской формой котта была сюркени, плотно облегающая грудь. С начала XIV века в моду входит платье с вертикальной цветовой гранью; соответственно и шосс были двухцветными: левая половина одного цвета – правая – другого. С начала XIV века в моду входит платье с вертикальной цветовой гранью; соответственно и шосс были двухцветными: левая половина одного цвета – правая – другого. Женщины в XIII веке отказались от плиссировки, орнаментальных поясов, обилия вышивок, но зато ввели в употребление кружева. О верхней одежде до нас дошли сравнительно скудные сведения. Известно, что в средневековую эпоху носили два типа плащей: открытый спереди или сбоку, завязываемый шнурком, и гарнаш. Только с XII века входят в употребление пуговицы – из кожи, кости, металла. До этого времени отдельные элементы средневекового туалета скреплялись завязками и застежками, имевшими помимо функционального еще и декоративное назначение. Распостраненное применение пуговицы нашли только в закрытом костюме XIII века: узкий ворот сюрко застегивался на несколько пуговиц или скреплялся застежкой-аграфом. Так в самом общем виде выглядит эволюция средневекового костюма. Остается сказать лишь о восприятии человеком своего наряда. Опять-таки, учитывая широкое распостранение религии, почти что каждый должен был носить платье, соответствующее его положению и ни в коем случае не оскорбляющее общественную нравственность. Из этих строк также следует, что костюм определял принадлежность человека как к классу и сословию, так и к социальной группе. Свои особенности в одежде имели университетские / цеховые корпорации, городской патрициат, представители свободных профессий (врачи, например, носили замшевые перчатки и береты), монахи и рыцари (отличающий признак последних – шпоры). Недаром одежда – одна из постоянных тем средневековых миниатюр, что говорит о том, что она чрезвычайно заботила общество тех далеких времен.

Секреты готического антуража.


Одним из наиболее интересных и выразительных музыкальных направлений современного периода бесспорно является готическое и порожденные им разновидности музыкальных стилей. Не секрет, что любое музыкальное направление во все времена являлось стилистической основой для построения имиджа поклонников того или иного жанра. В наши дни стилистические сублимации привели к возникновению неповторимого антуража на основе готического музыкального искусства. Французское слово "entourage" (окружающая обстановка) как нельзя лучше подходит для описания стиля жизни, базирующегося на проникновенном музыкальном ощущении. Далеко не для всех современных музыкальных стилей можно сказать, что они создают определенный антураж для слушающего данную музыку человека, но также и нельзя сказать что определенная окружающая обстановка будет полной без соответствующего музыкального оформления.

Для создания готического стиля жизни в наши дни имеется совокупность причин, которые находят отражение в музыке, поэзии, живописи, архитектуре, одежде и поведении, кулинарии... Словом, тесное переплетение множества качеств дает тот неповторимый, органичный стиль, который выгодно отличает последовательного поклонника готической музыки от окружающей серой действительности.
Безусловно, гармоничное объединение всех этих качеств невозможно без соответствующего внутреннего душевного состояния, которое, как показывают исследования, наиболее широко воплощается именно в музыкальных образах, и на их основе, путем открытия все новых и новых сторон жизни, характера, взаимоотношений людей и т.д. уже идет построение законченного образа, который мы называем готическим стилем жизни...

Принято выделять из всей совокупности качеств готического антуража основные реализации, дающие возможность уже при первом изучении человека, определить его стилистическую приверженность. К таким относятся: музыка и имидж. При более тщательном изучении необходимо также проанализировать основные культурные и эстетические пристрастия, а также кулинарные, сексуальные и др.

Музыка. Музыкальное пристрастие является ярким воплощением внутреннего мира человека, который характеризуется прежде всего философским восприятием окружающей действительности, а на философское восприятие накладывают существенный отпечаток подсознательные процессы. Философское восприятие в своей основе заключается в стремлении осознать "сущность мироздания", предназначение окружающих вещей, "смысл жизни"... То к чему приводят подобные измышления всем известны. Как бы ни было глубоко стремление познания сущего, его никогда не удастся добиться. Зачастую из-за этого возникают депрессивные мысли и настроения. Эта ситуация усугубляется анализом окружающей действительности, которая, увы, не сулит ничего хорошего. В большинстве случаев в человеке возникает чувство меланхолии и отрешенности. К сожалению, думаю нет спора и в том, что современная готическая музыка является одним из способов "ухода от реальности" и поиска альтернативного самовыражения в подобных ситуациях. Таким образом, можно выделить два типа внутреннего состояния меланхолическая депрессия и революционный душевный порыв. Первый тип характеризует людей, которые в основной своей массе, являются слушателями данного музыкального жанра, второй - людей его создающих. Конечно строго разделить так нельзя, потому, что на смену депрессивному состоянию может прийти творческий порыв, который будет являться следствием эмоционального выплеска, а человек с соответствующим эмоциональным настроем, приняв подобный выплеск, находит много общего между своим состоянием и состоянием устанавливающимся при прослушивании музыкального произведения. В этом случае мы воспринимаем музыкальное произведение, как создающее настроение или его подчеркивающее. Поэтому можно говорить о постоянном "энергетическом обмене", происходящем во внутреннем мире каждого слушающего серьёзную музыку. В противовес сказанному можно привести пример рэперов или попсеров, которые не только, судя по звукам, которые они издают, являются слабо интеллектуально развитыми, но и сотрясают воздух без особых на то причин, тем самым усугубляя свою нелепость. Ну а о поклонниках подобных творчеств можно выразиться не лучше. Они воспринимают не то что чувствуют, а то что слышат, да и то коряво... Создание соответствующего настроения - очень важный процесс для каждого музыкального произведения. То на сколько эмоционально и выразительно оно способно передать настроения музыкантов, во многом сказывается на популярности и круге аудитории поклонников. Эта проблема особенно остро стоит для коллективов, играющих в готическом стиле. Можно высказать ряд предположений о причинах малочисленности готических групп в России и в мире, среди которых есть и отсутствие способности передачи настроения. Ни одно душевное состояние нельзя передать ни с помощью музыки ни с помощью поэзии, ни с помощью живописи или другого вида творчества. Каждый раз появляется чувство недосказанности, недорисованности... т.е. чувство неполной эмоциональной передачи. Это и отлично!!! Ибо это чувство позволяет музыкантам не прекращать работу, а создавать все новые и новые композиции и чем оно глубже, тем сильнее будет желание его выразить. Именно из-за отсутствия этого чувства так быстро сваливаются с небосклона попсовые "звезды". Конечно, откуда же возьмутся недовысказанные эмоции, если их не было в принципе. А что получает слушатель? С прослушиванием каждого нового произведения новые ощущения дополняют предыдущие, иногда они идут в диссонанс, что свидетельствует о смене концепции коллектива, либо в консонанс, заставляя нас с первых аккордов узнавать исполнителя нового произведения. Смена концепции коллектива это процесс сложный и неоднозначный, могущий заключаться в переходе на выражение других настроений по причине невозможности более детального повествования о предшествующих, либо желание открыть новую сферу, но не забывая о ранних стадиях работы, а иногда просто можно охарактеризовать словом "выдохлись"... (Конечно однозначно установить причину изменения стиля группы или её ухода не может никто) Однако не менее часто музыкальное произведение прослушивается не с целью создания настроения, а с целью его эмоционального дополнения. Для того чтобы музыкальное произведение было способно подчеркнуть ранее сложившееся по какой-то причине у слушателя настроение, оно также должно быть выполнено на высоком уровне профессионализма и при высоком творческом подъеме. При аналогичной ситуации как и с созданием настроения, никогда нельзя полностью четко подобрать музыку в соответствие с внутренним состоянием. Остается только вдыхать гармонию и не спрашивать почему... Таки образом можно сделать вывод, что подбор музыкального произведения как на этапе создания у исполнителей, так и в процессе прослушивания у почитателей какой-либо группы требует особого тщательного выбора, особенно для такого эмоционально насыщенного стиля как готический, что в свою очередь требует как от исполнителей так и от слушателей особого тонкого восприятия, сравнимого с искусством дегустации благородных вин...

Как было ранее отмечено, имидж не менее важна деталь готического антуража. Внешний облик человека способен с первого взгляда смотрящего охарактеризовать индивидуальность человека. Готический имидж, на мой взгляд, зиждется на трех китах: романтизм, сверхъестественность, выразительность... На построении этих трех компонент сознательно или нет, но в обязательном порядке сосредоточен любой выбравший для себя готический стиль. От художественного ансамбля в первую очередь должно веять романтикой. Будь то революционная, изощренная, утонченная или какая-либо другая, она способна привнести неповторимый шарм, способна навеять бурю ощущений, создать умонастроение созерцательности и мечтательности. Как известно, романтизм характеризуется идеализацией средневековья и исключительностью образов и сюжетов. Это как нельзя лучше подходит для создания своего собственного стиля на базе одного концептуального направления. Для создания готического имиджа период средневековья имеет не только историческое значение, но и является символом стремительных революционных перемен с одной стороны, и глубоких традиций с другой, является периодом зарождения свободомыслия, появления научных открытий и всесилия Великой инквизиции. Это эпоха контрастов, дающая широкое поле для создания современного готического искусства всех направлений. Одним из таких направлений является искусство создания моделей одежды и имиджа человека. Для людей, с интересом и симпатией относящихся к средневековому периоду и строящим свой имидж на основе традиций тех лет, особое внимание требуется уделить эксклюзивности тканей и материалов, тогда даже при самом простом декоре внешний вид будет выгодно отличать Вас от ширпотребовского и турецкого "прикида". Немаловажную роль при создания облика играю аксессуары, отражающие средневековый стиль, и вносящие современную струю в общий ансамбль, это могут быть карманные часы, разнообразные филигранные зажигалки..., а также бижутерия: браслеты, кулоны, перстни, печатки... Образно говоря, необходимо подчеркнуть все тонкости в Вашем внешнем виде, имеющие свое средневековое происхождение, и выделить современные качества Вашего костюма. Стоит заметить, что в ряде случаев такое совмещение в одежде может привести не только к интересному и привлекательному контрасту, но стать причиной неприличных излишеств. Однако не надо этого бояться, нельзя повторять средневековые манеры одеваться, а необходимо творчески дополнять и изменять их с учетом нового времени и новых условиё бытия. Но большинство любителей готической музыки не одеваются в сюртуки и камзолы, а предпочитают более современные модели одежды, что также является приемлемым, так как не является плодом совмещения кроссовок и смокинга, а несет в себе индивидуальность и респектабельность. В наших условиях для создания готического (в современном понимании) ансамбля наиболее подходит черная кожа. Она придает оттенок агрессивности, хищничества и сексуальности, она удобна в ношении и стильно смотрится практически в любом сочетании цветов и материалов. Что же касается цветов, то как известно, наиболее приемлемы черный, пурпурный, красный, темно синий, сиреневый и их комбинации. Для придания облику романтичности, на мой взгляд, наиболее подходят пурпурный и сиреневый цвета в сочетании с черным. Сиреневый и пурпурный цвета не относятся к числу широко используемых в обычной жизни, и поэтому придадут внешнему виду необычность и загадочность.

Вообще комбинации с цветовой гаммой - это один из наиболее сложных, тонких и, что самое главное, действенных способов привлечь внимание и убедить в неповторимости своего стиля. Чего стоит только черное двубортное пальто с темно фиолетовой драпировкой снаружи и ярко красной подкладкой изнутри, выполненной из шелка или атласа. Поэтому в этом коротком эссе нет смысла затрагивать такую широкую тему и пытаться проанализировать все комбинации и оттенки цветов, а лучше предоставить выбор этого элемента на свой вкус, отсутствием которого отнюдь не страдают готические поклонники и музыканты.

Второй кит - сверхъестественность. Она характеризует неотъемлемую часть готического антуража, которую можно охарактеризовать как стремление к достижению недостижимого, познанию непознанного, можно охарактеризовать как поиски эмоциональных и физических ощущений, которые не достижимы в реальных условиях. Эту ипостась готического имиджа можно назвать "изюминкой" в общем облике человека. Каждый человек рано или поздно, но сталкивается с вопросом о реальности и нереальности мира, где в нем рациональное, а где неподдающееся логическому объяснению. То насколько глубоко и принципиально затронуты эти вопросы говорит об уровне способности философского восприятия окружающей действительности. Одни, мельком взглянув на проблему, сразу же знают ответ: "Это все чушь собачья, тупость...", другие, более детально и с интересом изучив множество различных доводов, не могут дать однозначного ответа. Вопросы, которые таит в себе окружающее пространство, оставляют отпечаток на внутреннем мире человека, и это, в зависимости от его изобретательности и творческого подхода, сказывается на его внешнем облике. Включение элемента сверхъестественности в свой имидж олицетворяет загадку, которая кроется в человеке и в окружающей обстановке. Она дает понять, что не все разрешено, установлено, что не на все вопросы найдены правильные ответы. Она дает возможность постараться сблизиться с миром непознанного и увидеть в нем отражение своих собственных чувств.

Наблюдения за сверхъестественностью в облике приводит к мысли об её одностороннем проявлении. Это проявление связано с темными силами, вариациями сатанизма, агрессии и жестокости. Это одна из наисложнейших тем для анализа и нет возможности сколь угодно внятно раскрыть её в этом коротком очерке. Однако стоит заметить, что причиной одностороннего проявления является адекватная реакция на неполное выражение элементов сверхъестественности в обычной жизни. Прежде всего я говорю о церкви и различных конфессиях. Вся современная религиозная общественность говорит о доброте, справедливости, братстве... Видим мы это в нашей жизни? Ответ отрицательный. Значит имеет место обман, значит лжет священник, говоря о правде, значит проявление доброты вызывает обратную реакцию, а справедливость осталась только на страницах книг!!! Так неужели лучше обманывать себя, говоря что все будет хорошо и смотреть при этом на полную деградацию окружающего мира? Неужели надо верить толстопузому священнику, отбирающему у старушки последнюю монету за отпевание её покойного мужа? Очевидно, что церковь не только не способна оправдать доверие верующих, но в большинстве случаев является прекрасной ширмой для зловещего обмана. И это можно видеть сейчас. А что же было в прошлом? Как пресекалось инакомыслие и стремление познания всем известно. Крестовые походы и инквизиция залили кровью всю Европу. Так какой же выбор сделать ищущему ответа на свои вопросы? Человеку нужна правда. Простой человек требует однозначности, уверенности, он не хочет кормиться дешевыми поповскими байками. Есть только один альтернативный путь. Приобщение к темным традициям конечно же не сулит "золотых гор", но дает всю полноту ощущений, трезвость оценки, правдивость знаний о мире и множество дорог самовоплощения. Искушенный в таинствах человек может увидеть новые горизонты своего совершенства, найдет массу неразгаданных загадок. Сатанизм - это не опиум для народа. Я, разумеется, никого ни к чему не призываю, однако это правдивый, наиболее подходящий для современного бытия принцип построения своеобразной гармонии. В этой гармонии возможно все. Нет никаких преград для совершенства во всех направлениях: искусстве, науке, построении себя, избавления от комплексов и стереотипов. Он придает объективности суждениям и раскрепощает полет мысли... Он характеризует волчьи законы экономики и людского поведения, он хранит в себе много прекрасных иллюзий и дает огромное пространство для реализации фантазий.

Выразительность. В этом вопросе нет никаких разногласий. Облик человека должен донести визуальную информацию до человека, должен выделять его из серой толпы. Сама выразительность уже заключается в романтизме и сверхъестественности, но в ряде случаев есть смысл обособить в отдельную группу, требующую особого внимания. Конечно требуется выразительность в манерах поведения, общения, походке... Нельзя замыкать это явление на подборе контрастов в ансамбле, ибо любой костюм требует соответствующей "подачи". Но не стоит увлекаться, не надо допускать вульгарности и пошлости. Выразительность должна быть утонченной и аккуратной. Выразительность должна быть!

Отличительной стороной готического имиджа является использование косметического макияжа, призванного объединить и оригинально дополнить вышеуказанные черты. Известно, что мимика человека является прекрасным элементом общения между людьми. Лицо - это то что несет огромную информацию о человеке, это то на что в первую очередь обращается внимание при общении. Работа с лицом и прическами позволяет гораздо расширить сферу восприятия собеседника. Для готического стиля это особенно необходимо, так как является дополнительным каналом для передачи внутренних ощущений. Поэтому явно недостаточно использование косметики только женской частью готической аудитории. Диапазоны использования макияжа также различны. Косметические средства могут покрывать все лицо (но только без лишнего усердия, а то можно стать похожим на клоуна и войти в диссонанс с остальной частью готического имиджа), или, что более практично и проще, искусно указывать на некоторые особенности лица. Все это дополняет выразительность образа. Нанесенные узоры способны подчеркнуть сверхъестественность своими мрачными оттенками, а изящно подведенные уголки глаз дополнят Вашу романтичность.

Одной интересной особенностью имиджа является так называемая "готическая худоба". На эту тему как-то была развернута небольшая дискуссия в fido7.su.music.gothic. Само это явление не имеет устоявшейся причинно-следственной связи с другими элементами готического имиджа, но по каким-то нерациональным соображениям очень к ним подходит. Скорее всего желание поддержать "готическую худобу" основано на стремлении как можно ближе походить на потусторонние персонажи из книг и фильмов, так или иначе причисляемых к готическим, основано на стремлении придать своему облику не просто страшный, а зловещий вид за счет визуального удлинения пальцев рук, появления естественных "синих кругов" под глазами, глубоких впадин на щеках, искусственно старящих человека. Если далее утрировать, то можно высказать сожаление, что нельзя искусственным путем увеличить длину верхних клыков, так чтоб сделать свой вид максимально приближенным к вампирскому. На самом деле (без шуток) возникновение худобы непреднамеренным путем является следствием внутренних переживаний и психических расстройств, что уже дает повод говорить о придания худобе статуса "готической", так как по этим показателям она весьма вписывается в указанный образ. Для людей просто выбравших для себя готический стиль (не в результате каких-то внешних трагических обстоятельств, а по характеру мировоззрения) худоба также весьма уместна, однако стремиться к ней специально, на мой взгляд, нет особого смысла.

Еще одна замечательная черта имиджа может быть охарактеризована как готическая печаль. Действительно, образ большинства классических персонажей, коих причисляют к готическим, обладает неповторимым "печальным шармом". Для четкого представления подобного образа достаточно вообразить себе башню какого-либо Трансильванского замка, мрачные каменные стены, открывающийся оттуда вид безграничного океана, в котором отражаются переливы плотных свинцовых туч, и восседающего в старом кресле графа с бокалом красного вина и взором, устремленным к горизонту... А вокруг только пронизывающий ветер и безмолвное одиночество... Какие тайны скрывает этот образ, какие мысли и чувства? Быть загадкой не только для простых окружающих, но и даже для людей посвященных в ваши раздумья, это значит подчеркнуть свою индивидуальность и стиль. Подобная печаль органично дополняет все остальные элементы готического антуража, а в ряде случаев является неотъемлемой его частью. Конечно можно выглядеть как гот, слушать готическую музыку, посещать готические тусовки и быть полноценным членом готического сообщества и без придания своему образу некой тоски, но скорее всего это будет выглядеть неестественно, будет походить на халтуру и лицемерие. А вот хрустальный отблеск глаз, выражающий чувство отрешенности и глубокое раздумье, плавные и изящные движенья, неспешная речь, выразительная мимика с переходами от глубокой задумчивости к кроткой, но насмешливой улыбке и многие другие манеры, свойственные высокоинтеллектуальному человеку с тонкой натурой, способны заслуженно привлечь к Вам внимание и подчеркнуть Ваш особый стиль в любом месте и в любом обществе, где бы Вы ни находились. Безусловно этот элемент имиджа бесполезен, а зачастую может и навредить, в том случае если он не подкреплен соответствующим внутренним состоянием. Ничего кроме насмешки не может вызвать поведение низкопробных попсовых "звезд", когда они пытаются накинуть на себя вуаль задумчивости и меланхолии, в пору заката своей мелочной карьерки, чтобы вернуть к себе ускользающий интерес телекамер и миленьких девочек с микрофонами. Готическая печаль - вещь особая, гармонично вплетающаяся в индивидуальность каждого готического образа.

Замечателен и приход к такому образу. Наиболее типичная ситуация - результат какой либо потери. Потери не материальной, не физической. А как следствие потери возникновение обширного душевного вакуума. Конечно же внутренний вакуум может образоваться и не в результате утраты, а он может все время находиться внутри, постепенно разрастаясь и становясь твоей сущностью. Многим знакомо ощущение неполноценности своего существования даже с большими деньгами. Внешние проявления алчности, чревоугодия, примитивной похоти именно следствие недостатка во внутренней гармонии. Эта пустота приводит к стремлению заполнить её водкой у одних или к стремлению доказать что либо всему миру у других, становится комплексом неполноценности. Да, это приводит к восстановлению баланса, но только временно. В конечном итоге оно приведет к усугублению положения, потребности выпить ещё, доказать своё превосходство в очередной раз и т.д. Этот вакуум находится глубоко внутри и восполнить его не представляется возможны. Трезвая и вдумчивая оценка показывает, что тяжелое внутреннее состояние поглощает весь смысл существования, отчетливее проступает вопрос о необходимости дальнейшего пребывания в этом мире. Ты как бы умираешь заживо. Тебе нужна новая идея, новый стиль, новый круг интересов и общения. И тогда незаметно начинаешь прислушиваться к готическим аккордам, находить общее между твоим состоянием и готическим настроением. Возникает интерес к другим проявлениям современно готического искусства, возникает желание продолжить дальше этот процесс.

Готика становится твоим новым внутренним миром, миром твоих иллюзий и чувств. В нем уже нет переживаний, нет накала страстей, нет мещанской суеты. В сочетании с работой учебой, разведением роз или чем либо еще, приводящим к твоему внутреннему совершенству, она (готика) создает твой новый эпический образ совершенного человека. Становится почвой для развития твоих талантов, скрытых и недоступных в прежней жизни. Теперь ты никогда не услышишь резких окликов, ругани..., не почувствуешь гнева, жалости и разочарования. Говоря экономическим языком, ты делаешь беспроигрышное вложение своих сил и средств, так как это у тебя никто не отнимет, не угонит, это от тебя никуда и ни к кому не уйдет, потому что это ты сам. Приобщаясь к этому новому стилю жизни, ты ощущаешь свой подъем над подлой мирской суетой, мелкие негодяи, на которых ты раньше смотрел снизу вверх, кажутся тебе смешными и уродливыми. Ты приобретаешь свободу.

Некая парадоксальность ситуации заключается в том, что как таковой готический образ не несет в себе "излечения от недуга", а наоборот, искусно дополняет его и подчеркивает. Если ты не можешь победить врага, так сделай его своим другом. Это сложно понять обывателям, которые привыкли считать веселье избавлением от печали. Пусть им весело сейчас, но когда утихнут звон бокалов и звуки бравурной музыки, вот тогда тоска, которой и духу не было еще несколько часов назад, захлестнет волной еще большей силы. Вот в этом и заключается иллюзорность веселого время провождения. То что нельзя ликвидировать, нельзя забыть или засмеять, а можно только, изменив себя, возвести в ранг своего обычного состояния. И тогда все опять станет, пусть на новые, но на свои места, появятся новые взгляды на старые вещи, будет интересовать то, что еще вчера было абсолютно безразлично, возникнут новые стремления и задачи. Это и будет означать переход на новый стиль жизни, которым скорее всего станет готический антураж. Самое важное - это переход от эмоционального состояния к стилю жизни, поскольку очень важна сама переоценка ценностей, изменение типа мышления, зачастую темперамента и внутренних биологических процессов. При переходе от состояния к стилю улыбка станет циничнее, смех высокомернее, всем своим видом ты станешь эпатировать окружающий мир, появится интерес в постоянном шокировании публики, ты не станешь клоуном, нет. Ты станешь новым человеком. В твоих глазах не останется ни жалости ни злости, эти низменные чувства свойственны обывателям, а не высокоморальным и интеллектуальным людям, только готическая печаль. Убивай, но без ненависти! Убивай ради наслаждения и самовыражения, ищи в этом эстетическую сторону! Будь пастырем. Покажи этим серым невеждам то, что они никогда не увидят, благодаря своим низменным потребностям, заставь их завидовать твоему счастью... Попробуй кровь на вкус, она тебе понравится. Эта бардовая, теплая, липкая масса удивит тебя прекрасным вкусом! Пей же и наслаждайся!!! Вот она - ВЕРШИНА МИРА!!! Она в тебе! Смотри на предсмертные агонии жертвы и скажи себе: "Вот суть этого поганого Мира - умереть, чтобы потом возродиться вновь!" Прекрасен момент смерти! Тот момент, когда бренное тело отпускает душу, и ты участник этого процесса, ты спаситель... Что с ней дальше будет? Не столь важно, это почва для разглагольствований церковных недоумков. Но теперь ничто не томится в груди, нет ничего угнетающего, нет мыслей о непонимающих тебя людях и бытовых неурядицах, только вселенский покой и всепоглощающая Гармония! Смерть прекрасна!!!

P.S. Конечно изложенная точка зрения не является, да и не может являться истиной в последней инстанции. Разумеется, есть множество спорных и субъективных моментов, однако она отражает весьма определенные взгляды (к примеру взгляды автора) и поэтому не может быть полностью отвергнута...

 

на главную